Крепость Гарни воздвигнута в одноименном селении Абовянского района. В сооружениях Гарни своеобразно сочетаются элементы эллинистической и национальной культуры, наглядно свидетельствующие как об античных влияниях, так и о самобытных строительных традициях армянского народа. Художественные достоинства и уникальность памятников ставят Гарни в число выдающихся произведений мирового значения. Еще в древнейшие времена здесь существовала циклопическая крепость – бердшен (III тысячелетие до н.э.). Согласно найденной на территории Гарни клинописи, крепость эта была завоевана в первой половине VIII века до н.э. урартским царем Аргишти I. В эпоху армянских правителей из династии Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов (с III в. до н.э. по IV в. н.э.) Гарни служила резиденцией царей и местом пребывания их войск. Дворцовый комплекс включал несколько отдельно расположенных зданий: храм, парадный и колонный залы, жилой корпус, баню и др. Они размещались вокруг обширной главной площади крепости, в ее южной, удаленной от входных ворот части, где образовывали своеобразный ансамбль. В северной части, очевидно, находились помещения обслуживающего персонала, царской охраны и гарнизона. Вершину мыса занимал храм, обращенный на площадь главным, северным фасадом. Храм – художественный центр комплекса, расположен на главной оси, проходящей через ворота крепости. Храм был построен во второй половине I века н.э. и посвящен языческому божеству, возможно, богу солнца Митре, фигура которого стояла в глубине святилища – наоса. После провозглашения в Армении в 301 году христианства государственной религией, вероятно, храм использовался как летнее помещение для царей, именуемое в летописи «домом прохлады». В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Следует отметить, что тип прямоугольного в плане культового здания с колоннами и фронтоном был известен на территории Армянского нагорья еще в эпоху урартов; Храм стоит на высоком подиуме с двухстепенным основанием и окружен 24 колоннами ионического типа. На подиум ведет широкая лестница с девятью ступенями. Торцы стенок лестницы украшены идентично расположенными относительно главной оси здания барельефами с изображениями коленопреклоненных атлантов с воздетыми руками, которые как бы поддерживали стоявшие выше светильники. Пропорции храма несколько отличны от пропорций античных сооружений. Композиция храма была рассчитана на контрастное сопоставление горизонтальных членений подиума и антаблемента с вертикалями колонн, четко обрисовывавшихся на фоне неба. Храм воспринимается со многих дальних и близких точек зрения. Другим значительным по художественному достоинству и размерам сооружением (около 15х40м) был двухэтажный дворец, находившийся к западу от храма. Его южная часть – парадный зал (9,65х19,92м) представлял собой вытянутое помещение, перекрытие нижнего этажа которого опиралось на восемь квадратных столбов, расположенных на продольной оси. Стены членились поставленными по осям столбов пилястрами, между которыми находились ниши. Аналогичную композицию имело и прямоугольное в плане помещение у северо-восточной крепостной стены, датируемое III-IV веками. По-видимому, продольная сторона этого архитектурно богато оформленного помещения имела широкие проемы, позволявшие любоваться панорамой зеленого ущелья реки Азат, живописными склонами далеких гор. Северная часть дворца была жилой. Судя по сохранившимся фрагментам, композиция выходящего на площадь фасада этой части имела ризалиты. Помещения нижнего, подвального этажа были хозяйственного назначения; в частности, здесь размещалась винодельня. В одной из комнат сохранились следы темно-красной окраски штукатурки; это дает основание предполагать существование богатого убранства жилых и парадных покоев дворца. С северной стороны площади, под углом к жилому корпусу, расположено здание бани. Сооруженное в III веке, оно включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Первая с востока апсидальная комната служила раздевальней, вторая – купальней с холодной, третья – с теплой и четвертая – с горячей водой. Здесь был резервуар для воды с топочным отделением в подвале. Полы из обожженных кирпичей, покрытых слоем полированного стука, опирались на круглые столбы и обогревались снизу горячим воздухом с дымом, поступавшим в подполье из топки. Особенно интересна мягкая по колориту мозаика пола раздевальни, датируемая III-IV веками, выдающийся образец монументальной живописи в центре Армении. Сюжет мозаики (площадь 2,91х3,14м) заимствован из греческой мифологии. На светло-зеленом фоне – море, выложены изображения богов Океана и Моря в окружении рыб, нереид, ихтиокентавров. По периметру мозаики проходит широкая полоса розового цвета. Тональные переходы поверхности воды создают впечатление движения волн. Греческие надписи знакомят с названиями божеств и нереид, мастерски выполненных со знанием анатомических построений фигур. Своеобразна трактовка человеческих фигур, изображенных с лицами восточного типа. Интересна греческая надпись над головами богов: «Потрудитесь, ничего не получив». |
|